Забавная заметка от Михаила Андреева о том КАК НАПИСАТЬ СТАТЬЮ О КАРТИНЕ.

Например, вы хотите написать статью об этой картине на фото. Как это сделать 
Иногда я обращаюсь к копирайтерам: «Напишите мне статью по картине этого художника». И фрилансеры обычно очень рады такому творческому заданию, они с удовольствием хватаются за работу: «Отдайте мне этот заказ, я даже напишу о вашей картине в стихах!»
Слыша такие возгласы, я думаю про себя: «Пошел вон, дурак! Меньше всего мне надо, чтобы ты писал стихами!» 

Понимаете, в чем суть задания Статья о картине — это особый жанр. Благодарная публика, может быть, встретит ваши стихи аплодисментами: «О, какая картина! А какие стихи! Как этот поэт метко выразился о произведении художника, сказал такие возвышенные слова!» Но точно так же аплодируют клоуну. Для меня ваша статья, написанная в стихотворной форме, это верх безграмотности и неуважения к художнику. Вы путаете жанры. Это худшее, что может случиться в литературе, не говоря уже о том, что критик не справился с задачей и даже не понял, в чем она состояла. 

Никогда не пишите о картинах в стихах! 

Стихотворный жанр отличается от жанра «статья по картине», как верховая езда на лошади от посадки межпланетного космического корабля на околоземную орбиту. Картина — это ваша незнакомая планета, которую вам предстоит облететь на своем корабле и сфотографировать со всех сторон. Это особое искусство, отдельный полноправный жанр, в котором соблюдаются свои законы. Если вы хорошо пишете стихи, то это еще не значит, что вам позволено ездить на своей лошади где угодно и описывать стихами в том числе и руководство к операционной системе, установленной на вашем компьютере. Стихи пишутся о любви, о Родине, но не о живописи. Ваши лирические излияния, личные чувства и возвышенные сравнения в критической статье неуместны и ничего не стоят. 

Существует 12 малых литературных жанров. О них я говорю в своей книге «12 методов креативного письма», в которой «статья по картине» занимает отдельный жанр, отличающийся от остальных одиннадцати. Этот литературный жанр пока еще плохо исследован, он очень трудный и мало изучен. Поэтов стало великое множество, а художественных критиков на сегодня — только я один. Даже соревноваться не с кем! 

Ау, художественные критики! В нашей стране и на континенте, где вы Никто не откликается. Значит, никого. 

Чтобы написать правильную статью по картине художника, возьмите мою книгу «12 методов» и прочтите, как устроен этот жанр. Иначе будете совершать ошибку за ошибкой, и ваш корабль будет либо промахиваться мимо планеты, либо сгорать в верхних слоях атмосферы. 

Часто критики путают статью о произведении искусства с тематической статьей. Они привыкли писать на тему и по привычке думают, что и картина задает им какую-то тему, которую необходимо раскрыть. Вот они увидели на картине горы, или деревце, или чайник, и начинают строчить на тему «горы», высказывать всевозможные точки зрения, которые существуют по поводу гор, или по поводу чайников. Если им не удается выудить из картины никакой темы — например, художник пишет в абстрактной манере и не изобразил ни одного предмета — то это их не смущает, и они придумывают статью на тему «кризис искусства», или «воспитание живописью», или «современные художники», что опять же не лезет ни в какие ворота и ничего не говорит о самой картине, это обыкновенное словоблудие. Переход Суворова через Альпы и картина с одноименным названием — разные вещи. 
Не надо прицеплять тему к картине!
Любой студент может по любой картине сходу написать статью на тему «Кризис в современном искусстве», и цена такой статьи — грош, а точнее — вообще никому не интересна и не нужна. 

Но статья по картине, которая попала в жанр, стоит дорого, и ее интересно читать, и такие статьи художники с удовольствием размещают на своих сайтах, и охотно ссылаются на них. Ведь всем приятно, если твою картину увидели и обозрели со всех сторон! 

А вот еще один пример издевательства над жанром. 

Это так называемая искусствоведческая статья. К большому сожалению, искусствоведы пока удерживают в данной отрасли монополию, но они больше всех нарушают законы жанра и словоблудят. 
Уж лучше дать слово поэту! 
В отличие от любителей тем искусствоведы пытаются прицепить к картине не тему, а понятия: реализм, натурализм, примитивизм, постмодернизм. Все их искусствоведение — это жонглирование псевдонаучными, недоступными широкой публике терминами, и они мешают их в одну кучу с заимствованными из смежных отраслей модными словечками типа: модерн, авангард, сюр, кич, поп, рок, после чего в этой эквилибристике уже сам черт ногу сломит. Для чего это делается, они даже не скрывают — чтобы набить цену выставляемой на аукцион картине, и пусть зритель думает, будто это уникальный неразгаданный замысел великого гения, такого великого, что даже маститые искусствоведы затрудняются подобрать нужные слова.